Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
Новости
Cобытия
Библиотека
Новости науки
Наука и инновации
Школьникам
Версия для слабовидящих
en
Открыть
Академия
Новости
История
Структура
События
Руководство
Нормативно-правовые документы
Международное сотрудничество
Наука и инновации
Научный журнал «Известия БГАРФ»
Трудоустройство
Антикоррупционная деятельность
Академия
Поступление
Приемная комиссия
Информация о приёме по программам бакалавриата
Информация о приёме по программам специалитета
Информация о приёме по программам магистратуры
Обучение иностранных граждан
Ход приёма документов абитуриентов
Списки поступающих
Сведения о зачислении
Почему академия?
Поступление
Обучение
Морской институт
Институт инженерной педагогики
и гуманитарной подготовки
Секции кафедр
Расписание
Практика морского института
Успеваемость
Государственная итоговая аттестация
Обучение
«Крузенштерн»
Новости барка
История и характеристики
Местоположение барка
График рейсов
Письма курсантов
Контакты
«Крузенштерн»
«Седов»
Новости барка
История и характеристики
Местоположение барка
График рейсов
Письма курсантов
Виртуальный тур
Контакты
«Седов»
Морская подготовка
Контакты
20 мая 2016
Академия
Перечитывая архивы… (часть 7)
Заключительная часть исторического эссе посвящена итогам трехлетней работы КВИМУ.
К концу года в учебном заведении числился 81 штатный преподаватель. В июне 1969 года впервые был проведен конкурс на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава. Увеличилось число преподавателей с ученым степенями и званиями: 3%, 20% и 22% соответственно за три учебных года. «В целом, - констатировали в отчете, - преподавательский состав училища имеет достаточную научно-теоретическую квалификацию, позволяющую проводить занятия на сравнительно высоком уровне. План повышения квалификации на 1968/1969 учебный год в основном выполнен. Однако училище совершенно не использует для повышения квалификации преподавателей целевую аспирантуру. Укомплектование преподавательских кадров на 1969/1970 г.г. происходит с трудом. Совет избрал по конкурсу 13 новых преподавателей, в то время как по штатному расписанию их требуется 30».
Как всегда, много внимания уделяли в училище идейному наполнению учебного процесса. Нареканий в адрес коммунистов по сравнению с предыдущими годами было гораздо меньше. «В этом году, - писали в отчете, - партийная организация уделила большое внимание усилению партийной прослойки в комсомоле. Она рекомендовала молодых коммунистов для работы в комсомольских бюро рот, факультетов и комитетов ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи) училища. Это способствовало активизации работы комсомольских организаций по воспитанию курсантов. Не остались в стороне от идейного воспитания сами преподаватели. Они активно – судя по записям - участвовали в теоретических конференциях. Темы были для своего времени более чем актуальны: «Работа В.И. Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме», «Ленинская теория социалистической революции и современность». Вместе с курсантами преподаватели изучили тему «Ленин о задачах Союза молодежи». Для курсантов специального курса обучения провели научную конференцию по вопросу «Ленин о производительности труда». Выводы оказались оптимистичными: «1. В целом состояние работы партийной и комсомольской организации обеспечивает выполнение учебных планов, проведение воспитательной работы, улучшение организации, порядка и дисциплины в училище. 2. Идейно-политическое воспитание курсантов поставлено правильно. Оно способствует повышению активности и сознательности курсантов, их отношение к учебе и выполнению обязанностей стало выше, дисциплинарных нарушений стало меньше». Однако указывалось на то, что слабым местом в воспитательной работе по-прежнему остается изучение индивидуальных качеств курсантов и проведение с ними индивидуальной работы. По сравнению с прошлым годом несколько улучшилась работа комсомольских организаций и комитета ВЛКСМ. Однако активность комсомольцев в проведении ряда мероприятий оставляет желать лучшего, а должной инициативы еще нет».
В 1968 году школа освободила занимаемую в здании площадь. В распоряжении училища стало около 6, 5 тыс. кв. м. Однако это не решило остро стоящую проблему обеспечения курсантов общежитиями. Арендуемое у технического института общежитие по ул.Генделя площадью 1620 кв. метров может вместить при условии двухъярусного размещения 730 чел – сказано в отчете. Следовательно, более 600 курсантов размещать было абсолютно негде. В этому случае, говорилось далее, руководство училища будет вынуждено курсантам – калининградцам разрешить проживать дома, что отрицательно скажется на организации внутреннего порядка, учебный процесс и воспитательную работу. Мылись парни еженедельно в городской бане.
Не хватало так же площадей столовой. На 250 кв. м. в две смены можно было организовать питание максимум для 950 человек. Дополнительное оборудование просто не помещалось в помещения камбуза. Остальных ребят, проживающих на квартирах, с довольствия пришлось снять и выплачивать компенсацию за питание. В то же время обмундированием, обувью, бельем и др. видами снабжения курсанты были обеспечены полностью и в основном своевременно. Недостатком в этом отношении являлась несвоевременная поставка Главрыбснабом выходного, суконного, обмундирования.
Выводы были следующими: лабораторный фонд училища и количество учебных кабинетов увеличились. Это позволило обеспечить организацию учебного процесса на всех курсах всех специальностей. Однако, при условии приема в августе 1969 г (четвертый год работы училища) 375 человек, учебное заведение будет нуждаться в 10 учебных аудиториях. Из-за отсутствия учебных помещений, общежитий и столовой организовать учебный процесс в 1970/1971 г.г. вообще не представится возможным. Поэтому аудиторный фонд на 450-500 чел, столовая на 750 посадочных мест и общежитие на 700-800 человек – были первостепеннейшими, и как любил писать в своих работах Ленин, архиважными задачами.
Кстати, о Ленине. Следующий, 1970 год был в СССР юбилейным. Жизнь страны проходила под флагом подготовки к святой дате в новейшей истории государства. В отчете кафедры марксизма-ленинизма говорилось: «Выполняя Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве», готовясь достойно встретить 100-летие со дня рождения Ленина, преподаватели кафедры марксизма-ленинизма училища улучшили методику и качество преподавания истории КПСС, марксистско-ленинской философии, политической экономии и научного коммунизма. Главное внимание в истекшем учебном году (в этом месте дописано от руки – «и в настоящее время») сосредоточивалось на повышении идейно-методического уровня лекций и семинарских занятий, на более глубоком изучении курсантами марксистско-ленинской теории, особенно произведений Ленина».
Социалистические обязательства в честь 100-летия со дня рождения Ленина брали практически в каждом коллективе, на каждом предприятии и в каждой организации. Училище в стороне, естественно, не осталось. «Мы, - говорится в отчете, - коллектив преподавателей и служащих КВМУ, включившись в социалистическое соревнование по достойной встрече 100-летия со дня рождения Ленина, берем на себя следующие обязательства:
1. Работать, учиться и жить по-коммунистически.
2. Отдавать все силы и знания для подготовки квалифицированных кадров для флота рыбной промышленности.
3. До апреля 1970 года опубликовать в местной печати пи передать по областному радио не менее 15 статей, посвященных 100 –летию. Преподавателям училища прочитать не менее 200 лекций, докладов и бесед на научные и политические темы курсантам, рабочим и служащим предприятий и учреждений города.
4. К 1 октября 1968 года организовать школу молодого лектора и пропагандиста из числа курсантов.
5. Провести смотр художественной самодеятельности и конкурсы среди курсантов на лучшего математика, переводчика, механика и др.
Как выполняются взятые в общественном идейном порыве соцобязательства, проверяли коллеги по работе. Отчеты о проверке - рукописные листы – в полном объеме сохранены в архивах.
Надо ли говорить о том, что перспективный план-программа воспитания курсантов на 1969 г. тоже была пронизана идейной подоплекой и строилась в соответствии с генеральной задачей всех трудящихся – достойно встретить ленинский юбилей.
«Разработанный перспективный план-программа воспитания курсантов, - гласила преамбула документа, - исходит из марксистко-ленинского положения о единстве процессов обучения и воспитания и предусматривает комплекс учебно-воспитательных и политико-массовых мероприятий, которые должны обеспечить воспитание курсантов в духе глубокой преданности Родине, коммунистической партии и советскому правительству, развивать у них чувство советского патриотизма и пролетарского интернационализма, постоянную готовность с оружием в руках защищать завоевания Октября. Одновременно им должны быть привиты любовь к училищу, навыки командирской, организационной и воспитательной работы на флоте, способности к широкой общественной деятельности».
Статотчет отдела кадров о численности и движении курсантов, административно-управленческого персонала, и о приеме на работу молодежи за 1969 г. дает нам полную картину «среза дня»: из 1 381 курсанта на конец года в училище числились 1309. 64 человека из них окончили курс на «отлично», на «хорошо» - 226, с неудовлетворительными оценками – 228. Было, над чем подумать и над чем работать.
Мы благодарим сотрудников Городского архива, предоставившего документы для статьи. А также тех, кто ознакомился с текстом и, возможно, открыл новые странички истории. Без которой, как известно, будущего не бывает.
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Академия
Поздравляем с Первомаем!
27 апреля 2024
Академия
Состоялся семинар «Техносферная безопасность: возможности самореализации»
27 апреля 2024
Академия
Студенты и курсанты приняли участие в проекте «Тренинги предпринимательских компетенций»
27 апреля 2024
Отправить сообщение
По всем интересующим вас вопросам вы можете обратиться к сотрудникам БГАРФ и получить ответ
Я подтверждаю свое согласие на передачу информации в электронной форме (в том числе персональных данных) по открытым каналам связи сети «Интернет», ознакомлен с
Политикой ФГБОУ ВО «КГТУ» в отношении обработки персональных данных