20 мая 2016 Академия

Перечитывая архивы… (часть 7)

Заключительная часть исторического эссе посвящена итогам трехлетней работы КВИМУ.
К концу года в учебном заведении числился 81 штатный преподаватель. В июне 1969 года впервые был проведен конкурс на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава. Увеличилось число преподавателей с ученым степенями и званиями: 3%, 20% и 22% соответственно за три учебных года. «В целом, - констатировали в отчете, - преподавательский состав училища имеет достаточную научно-теоретическую квалификацию, позволяющую проводить занятия на сравнительно высоком уровне. План повышения квалификации на 1968/1969 учебный год в основном выполнен. Однако училище совершенно не использует для повышения квалификации преподавателей целевую аспирантуру. Укомплектование преподавательских кадров на 1969/1970 г.г. происходит с трудом. Совет избрал по конкурсу 13 новых преподавателей, в то время как по штатному расписанию их требуется 30».

Как всегда, много внимания уделяли в училище идейному наполнению учебного процесса. Нареканий в адрес коммунистов по сравнению с предыдущими годами было гораздо меньше. «В этом году, - писали в отчете, - партийная организация уделила большое внимание усилению партийной прослойки в комсомоле. Она рекомендовала молодых коммунистов для работы в комсомольских бюро рот, факультетов и комитетов ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи) училища. Это способствовало активизации работы комсомольских организаций по воспитанию курсантов. Не остались в стороне от идейного воспитания сами преподаватели. Они активно – судя по записям - участвовали в теоретических конференциях. Темы были для своего времени более чем актуальны: «Работа В.И. Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме», «Ленинская теория социалистической революции и современность». Вместе с курсантами преподаватели изучили тему «Ленин о задачах Союза молодежи». Для курсантов специального курса обучения провели научную конференцию по вопросу «Ленин о производительности труда». Выводы оказались оптимистичными: «1. В целом состояние работы партийной и комсомольской организации обеспечивает выполнение учебных планов, проведение воспитательной работы, улучшение организации, порядка и дисциплины в училище. 2. Идейно-политическое воспитание курсантов поставлено правильно. Оно способствует повышению активности и сознательности курсантов, их отношение к учебе и выполнению обязанностей стало выше, дисциплинарных нарушений стало меньше». Однако указывалось на то, что слабым местом в воспитательной работе по-прежнему остается изучение индивидуальных качеств курсантов и проведение с ними индивидуальной работы. По сравнению с прошлым годом несколько улучшилась работа комсомольских организаций и комитета ВЛКСМ. Однако активность комсомольцев в проведении ряда мероприятий оставляет желать лучшего, а должной инициативы еще нет». 

В 1968 году школа освободила занимаемую в здании площадь. В распоряжении училища стало около 6, 5 тыс. кв. м. Однако это не решило остро стоящую проблему обеспечения курсантов общежитиями. Арендуемое у технического института общежитие по ул.Генделя площадью 1620 кв. метров может вместить при условии двухъярусного размещения 730 чел – сказано в отчете. Следовательно, более 600 курсантов размещать было абсолютно негде. В этому случае, говорилось далее, руководство училища будет вынуждено курсантам – калининградцам разрешить проживать дома, что отрицательно скажется на организации внутреннего порядка, учебный процесс и воспитательную работу. Мылись парни еженедельно в городской бане.

Не хватало так же площадей столовой. На 250 кв. м. в две смены можно было организовать питание максимум для 950 человек. Дополнительное оборудование просто не помещалось в помещения камбуза. Остальных ребят, проживающих на квартирах, с довольствия пришлось снять и выплачивать компенсацию за питание. В то же время обмундированием, обувью, бельем и др. видами снабжения курсанты были обеспечены полностью и в основном своевременно. Недостатком в этом отношении являлась несвоевременная поставка Главрыбснабом выходного, суконного, обмундирования.

Выводы были следующими: лабораторный фонд училища и количество учебных кабинетов увеличились. Это позволило обеспечить организацию учебного процесса на всех курсах всех специальностей. Однако, при условии приема в августе 1969 г (четвертый год работы училища) 375 человек, учебное заведение будет нуждаться в 10 учебных аудиториях. Из-за отсутствия учебных помещений, общежитий и столовой организовать учебный процесс в 1970/1971 г.г. вообще не представится возможным. Поэтому аудиторный фонд на 450-500 чел, столовая на 750 посадочных мест и общежитие на 700-800 человек – были первостепеннейшими, и как любил писать в своих работах Ленин, архиважными задачами. 

Кстати, о Ленине. Следующий, 1970 год был в СССР юбилейным. Жизнь страны проходила под флагом подготовки к святой дате в новейшей истории государства. В отчете кафедры марксизма-ленинизма говорилось: «Выполняя Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве», готовясь достойно встретить 100-летие со дня рождения Ленина, преподаватели кафедры марксизма-ленинизма училища улучшили методику и качество преподавания истории КПСС, марксистско-ленинской философии, политической экономии и научного коммунизма. Главное внимание в истекшем учебном году (в этом месте дописано от руки – «и в настоящее время») сосредоточивалось на повышении идейно-методического уровня лекций и семинарских занятий, на более глубоком изучении курсантами марксистско-ленинской теории, особенно произведений Ленина».

Социалистические обязательства в честь 100-летия со дня рождения Ленина брали практически в каждом коллективе, на каждом предприятии и в каждой организации. Училище в стороне, естественно, не осталось. «Мы, - говорится в отчете, - коллектив преподавателей и служащих КВМУ, включившись в социалистическое соревнование по достойной встрече 100-летия со дня рождения Ленина, берем на себя следующие обязательства:

1. Работать, учиться и жить по-коммунистически.
2. Отдавать все силы и знания для подготовки квалифицированных кадров для флота рыбной промышленности.
3. До апреля 1970 года опубликовать в местной печати пи передать по областному радио не менее 15 статей, посвященных 100 –летию. Преподавателям училища прочитать не менее 200 лекций, докладов и бесед на научные и политические темы курсантам, рабочим и служащим предприятий и учреждений города.
4. К 1 октября 1968 года организовать школу молодого лектора и пропагандиста из числа курсантов.
5. Провести смотр художественной самодеятельности и конкурсы среди курсантов на лучшего математика, переводчика, механика и др. 

Как выполняются взятые в общественном идейном порыве соцобязательства, проверяли коллеги по работе. Отчеты о проверке - рукописные листы – в полном объеме сохранены в архивах.
Надо ли говорить о том, что перспективный план-программа воспитания курсантов на 1969 г. тоже была пронизана идейной подоплекой и строилась в соответствии с генеральной задачей всех трудящихся – достойно встретить ленинский юбилей.

«Разработанный перспективный план-программа воспитания курсантов, - гласила преамбула документа, - исходит из марксистко-ленинского положения о единстве процессов обучения и воспитания и предусматривает комплекс учебно-воспитательных и политико-массовых мероприятий, которые должны обеспечить воспитание курсантов в духе глубокой преданности Родине, коммунистической партии и советскому правительству, развивать у них чувство советского патриотизма и пролетарского интернационализма, постоянную готовность с оружием в руках защищать завоевания Октября. Одновременно им должны быть привиты любовь к училищу, навыки командирской, организационной и воспитательной работы на флоте, способности к широкой общественной деятельности». 

Статотчет отдела кадров о численности и движении курсантов, административно-управленческого персонала, и о приеме на работу молодежи за 1969 г. дает нам полную картину «среза дня»: из 1 381 курсанта на конец года в училище числились 1309. 64 человека из них окончили курс на «отлично», на «хорошо» - 226, с неудовлетворительными оценками – 228. Было, над чем подумать и над чем работать.

Мы благодарим сотрудников Городского архива, предоставившего документы для статьи. А также тех, кто ознакомился с текстом и, возможно, открыл новые странички истории. Без которой, как известно, будущего не бывает.