2 октября 2019 Академия

В академии провели адаптационные тренинги для первокурсников

На занятиях психологи помогают новобранцам БГАРФ успешно адаптироваться к условиям обучения в академии, создать в новом коллективе положительный эмоциональный климат, доброжелательные взаимоотношения между курсантами и студентами.

Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности группы, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности в целом.

Эти задачи можно решать разными путями, один из них – специальные тренинговые занятия, которые позволяют в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации. На наш взгляд, эта форма работы с курсантами и студентами (тренинг) наиболее эффективна. Тренинги были направлены на приобретение первокурсниками навыков эффективной командной работы и знакомства  друг с другом.

Цель тренинга – создание позитивных условий для активизации процесса успешной адаптации курсантов и студентов I курса БГА к обучению.

Задачи:

•             знакомство студентов по группам, сплочение учебных групп;

•             знакомство друг с другом в неформальной обстановке;

•             знакомство первокурсников с традициями вуза, погружение в студенческую жизнь;

•             обучение навыкам общения, совместной деятельности, решения нестандартных задач;

•             развитие чувства "мы", внутреннего единства группы;

•             способствование развитию благоприятного социально-психологического климата в группе.

В результате прохождения тренинга, по словам самих участников, у курсантов и студентов формируется позитивный настрой на учебу и взаимодействие в группе, снимается психологическое напряжение, первокурсники «вливаются» в жизнь академии, становясь активными участниками всех студенческих мероприятий.

В тренинге развиваются такие формы поведения, которые включают и восприятие партнера (перцепцию), и передачу ему определенных сигналов (коммуникацию), и воздействие на него (интеракцию). Они содержат в себе все три стороны общения: перцептивную, коммуникативную и интерактивную.

Адаптационные тренинги реализовывались следующим образом: 2 часа непрерывной работы в группе (пара без перерыва), в течение которой чередовались специально подобранные упражнения на сплочение группы.

В адаптационных тренингах приняли участие 232 студента из 9-ти учебных групп. В ходе психологического тренинга также исследовался мотивационный фактор поступления курсантов и студентов в академию. Первокурсники говорили о том, что послужило мотивом поступления именно в БГАРФ.

Высоко ценят дальнейшую перспективу трудоустройства и будущую специальность курсанты – первокурсники судоводительского и судомеханического факультетов ( группы с 11, С-12, М-11, М – 12, ЭЛМ . Менее выражена мотивация в группах Р -11, ТБ-11, и ИБ-11.

1.            Получить диплом престижного вуза  76%       176

2.            Получить специальность как у родителей, родственников – династия          38%       88

3.            Прошел по баллам      46%       106

4.            Получить больше знаний по специальности, которая меня интересует       55%       127

5.            Хорошо оплачиваемая и востребованная работа в дальнейшем      56%        132

6.            Специфика специальности (работа и в море и на берегу)     40%        92

7.            Посмотреть мир, романтика  38%        88

8.            За компанию с другом, подругой         13%       30

В ходе проведенных тренингов цели и задачи были успешно решены. Курсантами и студентами получены практические навыки и различные способы решения трудных жизненных задач. Повысилась их самооценка, сплотились студенческие малые группы, многие получили бесценный опыт общения в неформальной обстановке, что позволит им эффективно общаться в дальнейшем.

Так, курсанты и студенты в устной форме положительно отозвались о необходимости такого рода тренингов.  Они считают, что такие тренинги полезны, дают возможность лучше узнать друг друга, а это в свою очередь позволяет им в минимальные сроки адаптироваться к условиям обучения в академии.

В целом, большая часть первокурсников мотивирована на обучение в академии. Выявлены предпочтения и увлечения спортом (футбол, плавание, спортивные тренажеры), музыкой, танцами, рисованием.

Однако следует обратить внимание кураторов учебных групп на то, что если группа является сложной, то требуется дополнительное психологическое сопровождение - комплекс согласованных мероприятий, в том числе и в организационно-воспитательном плане. Для кураторов учебных групп были разработаны рекомендации по дальнейшему взаимодействию с первокурсниками, повышению их мотивационного компонента.

Общие рекомендации психолога:

1. Довести до сведения студентов и курсантов отличие обучения в академии от школы (дисциплина, распорядок дня, дополнительные занятия по предметам, работа спортивных секций, кружков и пр.). (Преподаватели, кураторы учебных групп, психологи).

2. Провести социометрический анализ статусного положения студентов и курсантов в группе (психолог).

3. Продолжить участие группы в психологических тренингах с целью формирования ответственного поведения, в том числе проживающих в общежитии (психолог).

4. Акцентировать внимание родителей на организацию свободного времени первокурсников (куратор, психолог).