Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности группы, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности в целом.
Эти задачи можно решать разными путями, один из них – специальные тренинговые занятия, которые позволяют в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации. На наш взгляд, эта форма работы с курсантами и студентами (тренинг) наиболее эффективна. Тренинги были направлены на приобретение первокурсниками навыков эффективной командной работы и знакомства друг с другом.
Цель тренинга – создание позитивных условий для активизации процесса успешной адаптации курсантов и студентов I курса БГА к обучению.
Задачи:
• знакомство студентов по группам, сплочение учебных групп;
• знакомство друг с другом в неформальной обстановке;
• знакомство первокурсников с традициями вуза, погружение в студенческую жизнь;
• обучение навыкам общения, совместной деятельности, решения нестандартных задач;
• развитие чувства "мы", внутреннего единства группы;
• способствование развитию благоприятного социально-психологического климата в группе.
В результате прохождения тренинга, по словам самих участников, у курсантов и студентов формируется позитивный настрой на учебу и взаимодействие в группе, снимается психологическое напряжение, первокурсники «вливаются» в жизнь академии, становясь активными участниками всех студенческих мероприятий.
В тренинге развиваются такие формы поведения, которые включают и восприятие партнера (перцепцию), и передачу ему определенных сигналов (коммуникацию), и воздействие на него (интеракцию). Они содержат в себе все три стороны общения: перцептивную, коммуникативную и интерактивную.
Адаптационные тренинги реализовывались следующим образом: 2 часа непрерывной работы в группе (пара без перерыва), в течение которой чередовались специально подобранные упражнения на сплочение группы.
В адаптационных тренингах приняли участие 232 студента из 9-ти учебных групп. В ходе психологического тренинга также исследовался мотивационный фактор поступления курсантов и студентов в академию. Первокурсники говорили о том, что послужило мотивом поступления именно в БГАРФ.
Высоко ценят дальнейшую перспективу трудоустройства и будущую специальность курсанты – первокурсники судоводительского и судомеханического факультетов ( группы с 11, С-12, М-11, М – 12, ЭЛМ . Менее выражена мотивация в группах Р -11, ТБ-11, и ИБ-11.
1. Получить диплом престижного вуза 76% 176
2. Получить специальность как у родителей, родственников – династия 38% 88
3. Прошел по баллам 46% 106
4. Получить больше знаний по специальности, которая меня интересует 55% 127
5. Хорошо оплачиваемая и востребованная работа в дальнейшем 56% 132
6. Специфика специальности (работа и в море и на берегу) 40% 92
7. Посмотреть мир, романтика 38% 88
8. За компанию с другом, подругой 13% 30
В ходе проведенных тренингов цели и задачи были успешно решены. Курсантами и студентами получены практические навыки и различные способы решения трудных жизненных задач. Повысилась их самооценка, сплотились студенческие малые группы, многие получили бесценный опыт общения в неформальной обстановке, что позволит им эффективно общаться в дальнейшем.
Так, курсанты и студенты в устной форме положительно отозвались о необходимости такого рода тренингов. Они считают, что такие тренинги полезны, дают возможность лучше узнать друг друга, а это в свою очередь позволяет им в минимальные сроки адаптироваться к условиям обучения в академии.
В целом, большая часть первокурсников мотивирована на обучение в академии. Выявлены предпочтения и увлечения спортом (футбол, плавание, спортивные тренажеры), музыкой, танцами, рисованием.
Однако следует обратить внимание кураторов учебных групп на то, что если группа является сложной, то требуется дополнительное психологическое сопровождение - комплекс согласованных мероприятий, в том числе и в организационно-воспитательном плане. Для кураторов учебных групп были разработаны рекомендации по дальнейшему взаимодействию с первокурсниками, повышению их мотивационного компонента.
Общие рекомендации психолога:
1. Довести до сведения студентов и курсантов отличие обучения в академии от школы (дисциплина, распорядок дня, дополнительные занятия по предметам, работа спортивных секций, кружков и пр.). (Преподаватели, кураторы учебных групп, психологи).
2. Провести социометрический анализ статусного положения студентов и курсантов в группе (психолог).
3. Продолжить участие группы в психологических тренингах с целью формирования ответственного поведения, в том числе проживающих в общежитии (психолог).