26 мая 2017 Академия

В рамках БМФ прошла международная конференция «Морская техника и технология. Безопасность морской индустрии»

17 заявленных докладов из сухих строчек программы секции в итоге превратились в череду ярких выступлений, прерываемых плодотворными, бурными дискуссиями.
На второй день V Международного Балтийского морского форума в его рамках начала работу Международная научная конференция «Морская техника и технология. Безопасность морской индустрии», а открыла её самая морская и одновременно самая близкая к рыбной отрасли секция – «Навигационная безопасность мореплавания и ведения промысла».

Семнадцать заявленных докладов из сухих строчек программы секции в итоге превратились в череду ярких выступлений, прерываемых плодотворными, бурными дискуссиями. Научное собрание отнюдь не выглядело будничным мероприятием для «галочки», а стало настоящим праздником морской науки и одновременно состязанием идей.

Настроение и темп работы секции, как оно и положено капитану, задал ее председатель – декан судоводительского факультета, профессор В.А. Бондарев. Представленный Виталием Александровичем в дебюте заседания доклад содержал ряд новелл, относящихся к стратегии предупреждения морских катастроф. Озвученные тезисы являются только частью большой научно-исследовательской работы, которая находится сейчас в самой начальной стадии. Однако потенциал этой работы уже сейчас трудно переоценить. Её ожидаемые результаты имеют в прямом смысле глобальный характер, имеющий огромную практическую значимость не только для рыбопромыслового флота, но и для всего мирового судоходства. Естественно, что такую НИР не может выполнять один человек. В научный коллектив, как и в число авторов представленного на секции доклада, входят, в частности, профессор Ю.И. Нечаев и ректор КГТУ В.А. Волкогон. Весь дальнейший процесс работы можно отслеживать по выступлениям наших учёных на различных конференциях как в России, так и за рубежом. После выступления председателя очень трудно было оставить на высоте заданную планку новизны и актуальности исследований, но большинству докладчиков это удалось.

Традиционный «логистический» сегмент секции открыл доклад с соответствующим названием «Управление логистическими рисками в морских перевозках», который представил профессор С.С. Мойсеенко. Это был не единственный заявленный Сергеем Сергеевичем доклад – его способность генерировать идеи всегда потрясала. Недаром у единственного аспиранта, участвовавшего в работе секции, руководителем значится именно профессор С.С. Мойсеенко – Янина Филатова получила свой первый опыт выступления на «взрослой» конференции ближе к концу заседания. Однако сам Сергей Сергеевич ограничился только одним выступлением – регламент был очень жесткий, а дискуссии ожидаемо продолжительными.

Одной из проблем в научных исследованиях, связанных с безопасностью мореплавания, является отсутствие общей адекватной и актуальной статистики аварийности судов. Информацию, которую содержал доклад заведующего кафедрой организации перевозок Л.Е. Мейлера, приведшего аналитический обзор такой статистики, возможно закроет ряд пробелов в этом направлении.
Делегацию профильной для секции кафедры судовождения возглавил её заведующий – профессор В.М. Букатый. В своем докладе Виталий Михайлович предложил новый алгоритм определения действительной (учитывающей рефракцию) глубины погружения косяков в условиях промысла с использованием рыболокатора. 

В свою очередь профессор Ю.А. Данилов показал, как результаты официальных расследований аварий судов можно использовать для оценки «аварийного» потенциала условий плаваний. Юрий Аронович достаточно четко описал концепцию «планирования эксперимента», подразумевая под последним реальные аварии морских судов.

А завершил триаду докладов кафедры судовождения… магнитный компас, а, точнее, старший преподаватель кафедры С.В. Ермаков, который сначала обосновал несостоятельность используемой с давних времен методики определения угла застоя магнитного компаса, а затем необходимость оценки точности длины широтного компенсатора (флиндерсбара) при её вычислении.

Кафедра безопасности мореплавания была представлена доцентом Б.С. Гуральником (доклад «Оценка рисков морской буксировки морских установок», соавторы – А.К. Сирота, В.В. Сатин) и доцентом В.Н. Киценко, который на время своего выступления повернул течение секции в образовательное русло. Василий Никитович обосновал необходимость возвращения в учебный план курсантов-судоводителей дисциплины «Морская практика».

Очень интересным и актуальным получился доклад доцента Д.П. Степаненко, который представил разработанный ИМО план модернизации ГМССБ. Эта жизненно необходимая для судоходства система основана на средствах связи, которые можно уже считать морально устаревшими. Прогресс в сфере телекоммуникаций дает возможность поднять ГМССБ на качественно новый уровень, но при этом возникает множество проблем – меньше технических, больше юридических и терминологических. Именно этих проблем и коснулся в своём докладе Дмитрий Петрович.

Не только докладчики присутствовали на заседании секции, но и учёные, в силу различных причин интересующиеся тенденциями современной морской науки. В номинации самого ценного гостя первенство, несомненно, принадлежало Абдурашиду Яруллаевичу Яфасову, начальнику управления инновационной деятельности КГТУ. Как минимум, его присутствие по умолчанию повышает статус мероприятия – однако дело совсем не в этом. Талант этого настоящего учёного практически мгновенно уловить суть проблемы в совокупности с его безграничной эрудицией придавали дискуссиям неповторимое изящество. Любой его вопрос, комментарий, ремарка способствовали значительному снижению «девиации» между имеющимся у докладчика и реальным направлениями к научной истине – маяк познания в итоге обсуждения становился четче и виднее.

Была у секции «Навигационная безопасность мореплавания и ведения промысла» и своя хозяйка – секретарь заседания И.Р. Рагулина. Изумруд Рамазановна сделала всё, чтобы исключить из работы секции любые организационные неурядицы, и сделала это удачно – причин отвлекаться от науки у профессоров, доцентов и аспирантов не возникло.

Итак, секция «Навигационная безопасность мореплавания и ведения промысла» успешно закончила свою работу, символизировав начало следующего этапа в научных исследованиях – можно сказать, начало нового года, окончание которого придётся уже на дни VI Балтийского морского форума. Так что, с Новым научным годом, коллеги!