16 декабря 2016 «Крузенштерн»

Павел Старостин: Мечтаю о кругосветке…

Завершает серию зарисовок о членах экипажа «Крузенштерна» портрет-интервью Павла Сергеевича Старостина.
Старший штурман работает на судне с ноября 2015 года. Как говорит сам, таким образом проводит свободное время, накопленное в счет отпусков и отгулов на парусном фрегате «Паллада». Что ж, на вкус и цвет… А если серьезно, Павел Старостин уже ощутил себя частью крузенштерновского сообщества, старается руководить штурманской службой профессионально, исходя из принципов справедливости и целесообразности.

- Павел Сергеевич, что входит в ваши профессиональные обязанности?

- Под моим началом 2-й, 3-й,4-й помощники капитана, обслуживающий персонал и иностранные практиканты, которые проходят подготовку на «Крузенштерне». На мне вопросы остойчивости судна,навигация, документация – оформление отходов-приходов и прочее, и прочее.

- У каждого свой путь на «Крузенштерн». Кто-то, как те же курсанты, попадают на него до совершеннолетия, другие – в достаточно солидном возрасте. В вашем случае можно констатировать, что вы пришли на парусник не поздно, и не рано, в «самое то время»?

- Совершенно верно. Золотая середина. У меня уже есть двухлетний опыт работы на паруснике, а в море я, что называется, с младых ногтей. Мой отец - яхтенный капитан, мальчишкой отвел меня в яхтклуб. Первая книжка, которая попала в руки, называлась «Море зовет». Там много было картинок про «Крузенштерн» и «Седов». Выбор профессии не стоял – все и так было понятно и предельно ясно. А когда появилась возможность попасть на "Крузенштерн", я уже с судьбой не стал спорить.

- Процесс «вливания» в коллектив состоялся?

- Фактически я сейчас обживаюсь. Пока все отлично. У меня очень опытные старпом и капитан. У них многому можно научиться, что я и делаю. Я нахожусь здесь и получаю удовольствие от работы. На «Крузенштерне» все организовано так, что каждая служба решает быстро и качественно все вопросы.

- Ваши первые впечатления с чем были связаны?

- Приятно был удивлен техническим состоянием «Крузенштерна». Когда сюда летел из Владивостока, думал, вот, судну 90 лет, старое, а должность серьезная, за многое придется нести ответственность. Но сейчас понял – мы просто знаем, сколько паруснику лет. Сказали бы, к примеру, что 25 – сомнений не возникло. Судно ухожено, оно в надежных руках. Его очень грамотно обслуживают.

- Значит ли это, что Ваш выбор между «Палладой» и «Крузенштерном» склоняется в пользу «Крузенштерна»?

- Сейчас весы в идеальном равновесии. Останусь здесь, или нет – все будет решено после завершения рейсов. Как говорят, будем посмотреть.

- Многие ваши подчиненные старше по возрасту. Не привносит ли это обстоятельство какой-либо дискомфорт в Вашу работу?

- Никакого дискомфорта. Все приходят сюда работать, выполняют свои обязанности. Я уважаю их, они, надеюсь, уважают меня.

- А какой стиль Вашего руководства?

- Главный принцип состоит в том, что корабль – это дом, а экипаж семья. Когда это перестает быть пустой декларацией, работать значительно легче. Я стараюсь быть объективным.

- Вы сейчас этот никем не выявленный, но всеми обсуждаемый «вирус «Крузенштерна» имеете в виду? Может быть, это просто такая журналистская «красивость», попытка объяснить обыденные вещи несколько высокопарно?

- На самом деле ничего высокопарного нет. Достаточно просто выйти в город погулять, а потом, углубившись в улочки, потерять "Крузенштерн" из вида. А потом оглядеться и где-то вдалеке рассмотреть его мачты. И вот тогда появляется ощущение, что ты идешь домой. Это и есть «вирус».

- Вы говорили о сохранности судна. Есть в нем еще какие-то особенности?

- Мы командуем парусными авралами на мостике. И там слышно всех на судне. «Палладу» строили в Польше, у нее надстройка в корме. Там не слышно, что кричат с бака. Здесь гораздо удобнее, и это сразу бросилось в глаза. Корабль строили, когда не было инновационных технологий. И, чтобы ни говорили, «Крузенштерн» действительно «выжиматель» ветра, хотя на подходах к портам выглядит немного неуклюже. Знаете, как самосвал, быстро идти не должен. По факту - грузовое судно, а летит, как птица. Одно удовольствие им управлять. Построен корабль очень грамотно.

- В этом рейсе на один из переходов на судно «подселились» взрослые практиканты. Они здесь изучают морское дело в рамках программы Клуба путешественников Михаила Кожухова. Куда ни посмотришь, везде они. Опять же я здесь работаю. «Чайники» на борту не раздражают?


- Практиканты на борту – это вовсе неплохо. Они создают очень приятные моменты, потому что приходят судно изучать. Люди самых разных профессий, но здесь они вместе, у них блеск в глазах, они заряжаются от моря. Они как генераторы, передают энергию другим.

- Во многих людях море открывает способности и таланты, о которых они раньше не подозревали: картины пишут, рассказы. В Вас оно что-то открыло?

- Оно открыло меня еще в детстве. Открыло во мне страсть к профессии. А отдельно муза пока не посещает. Мне интересно путешествовать, бывать там, где не был, читать интересные книги, общаться с интересными людьми. Я еще не везде был, мне есть еще, где побывать.

- А из того, что уже видели, что-то особо впечатлило?

- Я на этот счет много думал, но в моей душе (вот опять придется привести это сравнение) золотое равновесие. Есть такие города, попав в которые думаешь – какая красота. А бывают такие, когда думаешь – слава богу, что я родился не здесь, а в России. Нет, однозначно я ко всему философски отношусь.

- Если сын скажет, что хочет ходить под парусами, зная нюансы профессии, станете отговаривать?

- У меня пока нет ни жены, ни сына. Но когда будет, не стану ни от чего отговаривать. Все профессии важны. Дело в том, как ты делаешь свою работу. Ты можешь быть дворником, но твоя улица должна быть самой чистой в городе.

- «Крузеншерн» - судно учебное, на его борту всегда молодые ребята. Многие современную молодежь ругают, потому что считают, что они в их годы были лучше. Как помочь молодым себя найти?

- Молодым можно помочь только хорошим примером. Люди делятся на две категории: те, которые своим примером показывают, как делать правильно, и те, которые показывают, как не надо делать. Все просто.

- Вы можете озвучить планы на ближайшую пятилетку?

- Моя мечта – кругосветное плавание, обогнуть мыс Горн, мыс Доброй Надежды.

- Как Конюхов?

- Нет, Конюхов с его экспериментами мне не интересен. Я не вижу у него никакой задумки. Уважаю Тура Хейердала. Вот он высказал предположение, что из Перу в Полинезию можно было добраться на плотах. И доказал это. У него была осмысленность. Потом он высказал мысль о том, что пирамиды в Египте и Мексике сделали одни и те же люди. Доказал. Вот такие люди мне интересны – с идеями.

- А в чем состоит идея «Крузенштерна»?

- Идея «Крузенштерна» в воспитании молодых моряков. Мы должны заложить в них фундамент. А дальше они сами по жизни пойдут.

- Владивосток и Калининград очень далеки. К тому же Вы еще всегда в плавании. Как переносите разлуку с семьей?

- При современных технологиях версты и мили не чувствуются, 8 часов на самолете - и ты дома. И отпуск никто не отменял. Семья к моей профессии относится с уважением, и это мне помогает.

- Мы желаем, чтобы мечта Ваша исполнилась, и чтобы Ваши близкие всегда Вас поддерживали.

- Спасибо. Я в них уверен.