Обновление флота потребует новые кадры

Во Владивостоке 3 июля начала работу вторая Всероссийская конференция по безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота.
На мероприятии под председательством заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука собрались более 100 участников: представители Росрыболовства и его территориальных управлений, Росморречфлота, МЧС России, ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», аварийно-спасательных отрядов Росрыболовства, судовладельцев и образовательных учреждений.

В Дальневосточном государственном техническом рыбохозяйственном университете (Дальрыбвтуз) при содействии производителя судового оборудования Baader будет создан тренажерный комплекс для практического обучения студентов и переподготовки уже работающих на промысле экипажей. Аналогичные соглашения готовятся с компаниями-производителями в других вузах Росрыболовства, в первую очередь, Калининградском государственном техническом университете. Подготовка профессиональных кадров – один из главных вопросов обеспечения безопасности работы на промысле.
Человеческий фактор, как отмечают спасатели, остается решающим при аварийных случаях. Статистика, причины аварий и меры безопасности плавания судов рыбопромыслового флота обсуждены на конференции.

Заместитель руководителя Росрыболовства сообщил о планируемых изменениях нормативно-правовой базы в сфере безопасности мореплавания. В том числе разработан проект приказа Минсельхоза России о рейдовых осмотрах флота на соответствии требованиям Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) в районах промысла, готовятся поправки в постановление Правительства России, которые предполагают обязательное наличие документов МКУБ при получении разрешения на вылов водных биоресурсов и ведение рыболовства.

Идет работа и по другим направлениям, в том числе в области подготовки кадров. «Значение человеческого фактора в осуществлении безопасной эксплуатации судов очень велико: статистика говорит об увеличении таких аварийных случаев, как гибель и пропажа членов экипажа, причинение тяжкого вреда здоровью, что связано именно с халатным отношением экипажа к своим обязанностям», – констатировал Петр Савчук.

О ситуации с аварийностью на промысле доложил врио начальника Управления флота, портов и мониторинга Анатолий Дубник. Так, в 2016 году произошло 67 аварийных случаев. В Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне отмечено 43 аварийных ситуации, в Северном – 21, в Западном – 2, в Азово-Черноморском – 1, в Волжско-Каспийском рыбохозяйственном бассейне аварийных случаев не было.

По сравнению с 2015 годом, снизилось количество поломок главного двигателя и судовых механизмов, а также посадок на мель, существенно сократилось число пожаров и задымлений (3 против 11), число намоток на винто-рулевую группу и навалов судов не изменилось. Появились случаи поступления заборной воды из-за посадки судов на мель и загрязнения окружающей среды при приемке топлива на суда. Самое важное – на прежнем уровне осталось количество случаев гибели судов (3 случая), существенно возросло число инцидентов с гибелью членов экипажа или причинения тяжелого вреда здоровью, связанных с прямой эксплуатацией судна, а также пропажи членов экипажа с судна.

Основными причинами такого роста являются несоблюдение требований Устава службы на судах рыбопромыслового флота, Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов флота, требований Положения о технической эксплуатации флота рыбной промышленности, требований правил охраны труда и техники безопасности, Правил пожарной безопасности. Кроме того, свою роль сыграла изношенность судов рыбопромыслового флота и их ненадлежащее техническое состояние, а также низкий уровень подготовки экипажей судов к действиям при возникновении аварийных ситуаций. Все перечисленные причины – это прямая ответственность работодателя за сохранность жизни и здоровья экипажей.

Существует и ряд системных пробелов, ведущих к снижению общего уровня безопасности мореплавания на судах рыбопромыслового флота, в их числе – слабый контроль со стороны морских администраций портов; отсутствие четкого руководства для инспекторов территориальных управлений при проведении проверок соответствия требованиям МКУБ (Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения); недостаточное финансирование содержания экспедиционных отрядов аварийно-спасательных работ, в том числе на осуществление ремонта судов-спасателей и другие.

Росрыболовством в рамках своих полномочий в 2016 году предпринят комплекс мер, которые направлены как на решение аварийных ситуаций, так и на профилактику аварий. На основе судовых суточных донесений ежедневно отслеживается состояние флота на промысле: проверяется аварийный запас топлива на судах и превышение возможной загрузки судна. Аварийно-спасательные отряды Росрыболовства принимают участие в международных учениях по обеспечению безопасности плавания, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, организованы совместные учения судовладельцев и территориальных управлений Росрыболовства по отработке действий при аварийных ситуациях.

Для предупреждения аварийных случаев в 2017 году продолжается работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования. Так, подготовлены изменения в приказ Минтранса России об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним. Поправки учитывают специфику рыбопромысловых судов и предполагают проверку наличия на судах рыбопромыслового флота документа соответствия компании на МКУБ и свидетельства об управлении безопасностью судна при оформлении судов государственным портовым контролем. Информация об оформлении судна будет направляться в территориальный орган Росрыболовства.

В связи с этим обсуждены возможности образовательных учреждений Росрыболовства при подготовке кадров по морским специальностям, нововведения в учебные практики, программы переаттестаций. Так, планируется усилить практическую составляющую обучения, привлекать предприятия отрасли, заинтересованные в обеспечении своего бизнеса качественными кадрами. Речь идет как о совместной работе по созданию технической базы – тренажеров, так и о договорной основе обучения, когда компания за свой счет воспитывает себе будущего сотрудника. «Таким образом мы планируем создать практико-ориентированную базу и предлагаем судовладельцам в этом участвовать, это поможет как при подготовке молодых специалистов, так и для прохождения переаттестации. Мы хотим создать при каждом университете тренажерный комплекс, который позволит полностью осуществить переподготовку, также здесь будут отрабатываться и вопросы обеспечения безопасности. Не на словах, а на деле. Это особенно актуально сейчас, когда строятся и будут вводиться в эксплуатацию современные высокотехнологичные суда», – отметил Петр Савчук.

В ходе конференции также обсуждены проблемы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. Судовладельцы рассказали о том, как налажена организация безопасной эксплуатации судов, как осуществляется борьба с загрязнениями моря на практике, озвучены проблемные вопросы при аварийных случаях на промысле.
Кроме того, необходимо проработать вопрос привлечения к ответственности капитанов, допустивших аварийную ситуацию, которая привела к тяжелым последствиям. Среди возможных мер воздействия рассматривается и создание «черного списка».

«Существует международная практика, где капитаны, нарушающие условия безопасности мореплавания, так называемые «аварийщики», попадают в систему «черных списков». Сейчас мы обратились в Минтранс с предложением ввести систему наказаний: это может быть лишение дипломов капитанов и вынесение соответствующих предупреждений в том случае, если они совершают нарушения», – пояснил Петр Савчук.

Источник: Пресс-служба Росрыболовства.