19 мая 2020 «Седов»

Судовая художка (дополнено видео)

Художник Евгений Машковский, как говорится, исключительно на общественных началах организовал на борту «Седова» кружок. Сейчас его детище смело можно назвать судовой арт-студией, которая и вдохновляет, и учит кропотливо работать, и дарит прекрасные минуты душевных взлётов.
На плавучем острове искусства сконцентрированы лучшие творческие силы парусника: некоторые курсанты занимаются с начала его основания, другие подтянулись со временем, увидев картины товарищей. Так как всех объединяет, прежде всего, море, то основными экспонатами итоговой выставки станут работы, посвященные кругосветной экспедиции. Недаром практически все трудящиеся мастерской имеют в своем творческом бэкграунде изображения парусников и морские пейзажи.

Занятия в студии проходят, как правило, после ужина, в учебном классе. Когда погода позволяет, выходят на палубу. От урока к уроку студийцы стараются превзойти себя. Поскольку стартовый капитал у всех разный, подход к процессу тоже индивидуален. Кто-то с нуля изучает композицию и колористику, кто-то впервые берётся за портреты, а для кого-то самая большая проблема – рисование цветом.

«Я люблю рисовать, почти всегда зарисовки какие-то делаю, и почти всегда в чёрно-белых тонах, – говорит Георгий Колбин (курсант БГАРФ). – И дело не в том, что у меня со светотенью часто не получается, а просто как за цвет берусь, так всё порчу». Георгий сейчас работает над портретом, уже закончил набросок, пришла пора начать бороться с главным «врагом». После минутной паузы, в которой Георгий то жалобно вздыхал, то показательно хмурил брови, на помощь пришел наставник. «Представь себе, что это не живопись, а простой рисунок, – начал Евгений, – В любом рисунке главное – это тон, штрих, фактура, сходство и графические другие средства. А цвет в данном случае несёт декоративный характер, даже символический, представил? Когда к цвету будешь относиться, как к некой подсветке, сразу всё станет ясно и понятно».

За время работы мастерской курсанты подготовили выставку ко Дню Победы, написав портреты солдат, вечный огонь, ордена и медали. В скором времени планируется ещё одна, где гвоздем программы будут работы Евгения Машковского и его лучших учеников. «Когда я пришёл в мастерскую, я вообще толком ничего не умел рисовать, – рассказал о своём опыте Николай Крумм (курсант ВКМРПК), – но очень хотел научиться. Начинал с самых основ, перебарывал себя, потому что раньше забрасывал дело на этапе наброска, а теперь, наоборот, нравится сидеть и вдумчиво наносить на лист штрих за штрихом. Сейчас начал вырисовывать «Палладу», хочется её прорисовать детально. Это сложно, но я заметил, что, когда даже одной маленькой детали посвящаешь больше внимания, потом картина в целом смотрится куда лучше».



До кругосветки Евгений Машковский, как он сам говорит, был настроен на Италию. Для многих творцов она стала художественной Меккой, школой жизни и мастерства, привела к славе и признанию. Он рассказал ребятам о Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ван Гоге, других мастерах. Недавнее занятие посвятил соотечественникам, в частности, Илье Репину.

Предварительно изучив анатомию лица, курсант Степан Обухов взялся за портрет. «Исписал черепами всё, что можно, – посмеялся над своим художеством Степан, – как-то решил чуть ли не в натурном размере рисовать, чтобы прямо разобраться детально, и как пошёл мелом на доске чертить! Евгений случайно в класс зашёл, увидел меня и давай мне всё показывать и править. Теперь я, наконец-то, взялся за полноценный рисунок».

Руководитель практики Алексей Ковтуненко поделился такой историей: «Я, – когда узнал, что Женя – художник, решил попросить у него ма-а-аленький портретик. Подошёл, а Евгений мне отвечает, мол, а Вы приходите ко мне в мастерскую, вместе нарисуем. Вот и завис тут до конца рейса, душой отдыхаю и чему-то новому учусь. А портрет стал автопортретом, два месяца трудились…Так и живём, высокохудожественно!»

Со временем у воспитанников студии начал появляться собственный стиль. Как отмечает Евгений, курсанты – народ талантливый, многие имеют потенциал к дизайну, каллиграфии или графике, как, например, Виктор Крылов (КамчатГТУ). Кому-то уже пора пробовать писать маслом или акрилом для объёмных пейзажных работ. Курсанты-студийщики не только трудятся над личными работами, но и всячески помогают по оформлению судна, особенно их работа незаменима, если надвигается праздник или что-то требует реставрации. Здесь есть, где развернуться мысли и кисти, ведь на барке бесконечное множество плакеток, памятных знаков, адресов и т.д., которые со временем утратили парадный вид.

По возвращении домой члены мастерской планируют продолжить практиковаться в рисовании и всевозможных видах художественного ремесла, в том числе, в компьютерной графике. Тем временем, барк «Седов» пересёк линию Северного тропика (или тропик Рака, — самую северную широту, на которой Солнце в полдень может подняться в зенит; одну из пяти основных параллелей, отмечаемых на картах Земли. В настоящее время расположена на 23°26′16″ к северу от экватора) и теперь находится в водах Восточно-Китайского моря, где горячее экваториальное Солнце сменилось облаками, а порой и дождями. Но многие этому только рады, поскольку в дождь очень приятно расслабляться под звуки документального кино. Май на «Седове» посвятили знакомству с многосерийным фильмом Константина Давыкина «История водолазного дела», снятого при поддержке Русского географического общества.


Официальные группы экспедиции в соцсетях: Vk, Instagram, Facebook
Официальный сайт экспедиции
Местоположение парусника в режиме реального времени