Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
Новости
Cобытия
Библиотека
Новости науки
Наука и инновации
Школьникам
Версия для слабовидящих
en
Открыть
Академия
Новости
История
Структура
События
Руководство
Нормативно-правовые документы
Международное сотрудничество
Наука и инновации
Научный журнал «Известия БГАРФ»
Трудоустройство
Антикоррупционная деятельность
Академия
Поступление
Приемная комиссия
Информация о приёме по программам бакалавриата
Информация о приёме по программам специалитета
Информация о приёме по программам магистратуры
Обучение иностранных граждан
Ход приёма документов абитуриентов
Списки поступающих
Сведения о зачислении
Почему академия?
Поступление
Обучение
Морской институт
Институт инженерной педагогики
и гуманитарной подготовки
Секции кафедр
Расписание
Практика морского института
Успеваемость
Государственная итоговая аттестация
Обучение
«Крузенштерн»
Новости барка
История и характеристики
Местоположение барка
График рейсов
Письма курсантов
Контакты
«Крузенштерн»
«Седов»
Новости барка
История и характеристики
Местоположение барка
График рейсов
Письма курсантов
Виртуальный тур
Контакты
«Седов»
Морская подготовка
Контакты
19 июля 2013
СМИ
Журнал «Балтийский Бродвей» об учебно-парусном судне «Крузенштерн»
Восьми-полосный материал об истории и жизни знаменитого парусника опубликован в номере 14 (166), а также доступен в интернете.
Совсем недавно парусник «Крузенштерн» вернулся в родной порт, чтобы, спустя всего неделю, снова отчалить в сторону дальних берегов. Наш журналист Алексей Алеев два раза участвовавший в этих походах, записал для нас историю барка в именах, цифрах и фактах.
Часть первая: Встреча
Трижды в год Калининград оглушают доносящиеся из рыбного порта три протяжных глубоких гудка. Звуки эти настолько громкие и низкие, что отчетливо слышны практически в любой точке города, в любом помещении и за самыми плотными стеклопакетами. Гудки возвещают о прибытии в родной порт парусника «Крузенштерн» - грандиозного, величественного судна, пожалуй, одного из самых известных парусников на свете, действующего памятника взаимодействию знания и моря, механики и ветра, человека и стихии. Три гудка, данных «Крузенштерном» в родном порту возвещают о том, что море, ветер и стихия вновь покорены и подчинены.
Каждый раз гудки созывают к воротам рыбного порта несколько сотен человек. Приходят семьями: от бабушек и дедушек до братьев, сестер и внуков; приходят компаниями друзей. Для этих сотен человек возвращение «Крузенштерна» - праздник: в руках цветы, воздушные шарики, на лицах счастливые улыбки, атмосфера наэлектризована ожиданием. Когда ворота порта открываются, потоки людей спешат к выглядывающим из-за портовых строений мачтам, встречающие возбужденно и терпеливо выстраиваются вдоль борта «Крузенштерна». На борту, у первого грота, в это время построенные сто двадцать курсантов в парадной форме и белых фуражках получают последние наставления. Курсант «Крузенштерна» остается представителем своего барка, флота и страны и в родном порту, поэтому даже спускаться по трапу к близким обязан достойно, как полагается человеку, который видел, знает и умеет немного больше, чем все остальные, который последние пару месяцев занимался тем, что перемещался по воде и дышал морским воздухом. Капитан парусника и начальник Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, которой принадлежит «Крузенштерн» и курсанты которой составляют большую часть практикантов на судне, благодарят ребят за проделанную на барке работу и поздравляют с успешной сдачей экзаменов на получение первой морской профессии и приобретением ценза. Когда ребята с чемоданами и сумками спускаются по трапу прямиком в объятья к тем, кто пришел их встречать, кажется, будто весь порт наполняется осязаемым счастьем. Это те эмоции, за которыми «Крузенштерн» возвращается домой.
С 1991 года парусное судно «Крузенштерн» совершает, в среднем, три учебных рейса в год, в каждом принимают участие около 120 курсантов из разных учебных заведений Росрыболовства. Помимо курсантов Балтийской государственной академии, на паруснике проходят практику ребята из Калининградского морского колледжа, из Санкт-Петербурга, Астрахани, Ейска и даже из других стран. С передачей «Крузенштерна» в 1991 году Калининграду связывают самые славные достижения парусника и его модернизацию. За последние двадцать лет барк совершил две кругосветные экспедиции (1995-1996 и 2005-2006 гг.), несколько экспедиций трансатлантических, принял участие в наиболее крупных морских фестивалях и праздниках в самых разных уголках планеты, постоянно участвовал и занимал призовые места в соревнованиях и регатах, и, наконец, не просто остался на плаву, но стал тем, чем стал - «Крузенштерном», каким мы его знаем и представляем сейчас, гордостью флота и страны, действующим парусником с невероятной историей, которая и не думает заканчиваться.
Часть вторая: История
До 1991 года - периода своей «новейшей истории», «Крузенштерн» пережил многое. История судна началась еще в 1925 году, когда известный немецкий судовладелец из Гамбурга, компания Фердинанда Лайеша, заказала на верфи Дж. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена большой стальной парусник – четырехмачтовый барк. На постройку корпуса из стали ушло меньше года, и уже в 1926 году одиннадцатилетняя дочка одного из судовладельцев Эрика Лайеша, по одной традиции, разбила о кованный форштевень парусника бутылку шампанского, а по другой традиции, согласно которой названия судам давали женщины из большой семьи главы фирмы, нарекла новое судно Padua.
Стальной барк задумывался судном грузовым, и около 15 лет, с момента своей постройки и до 1941 года, таковым и проработал. В Европе в свои трюмы Padua грузила рожь, затем пересекала океан, в Южной Америке загружался селитрой и специями, и возвращался обратно. В трюмы Padua помещалось до 4000 тонн грузов, однако это не мешало стремительному паруснику, как его сейчас называют – «Последнему винджаммеру – выжимателю ветра» ставить рекорды при пересечении океанов и преодолевать такие сложные для любого судна этапы, как, например, мыс Горн. За время своего нахождения под немецким флагом, Padua совершил в общей сложности семнадцать рейсов, пятнадцать из которых были трансокеанскими, - в чилийские порты Южной Америки и Австралию. Двадцать восемь раз огибал винджаммер мыс Горн, десятки тысяч тонн грузов было перевезено в его трюмах. В 1938-39 годах Padua под командованием капитана Рихарда Вендта совершила рекордное по скорости плавание по маршруту Гамбург — Чили — Австралия — Гамбург за 8 месяцев и 23 суток.
Судно едва не погибло во время Второй мировой войны, однако пережило страшные годы, и в 1945 году перешло в качестве репараций Советскому Союзу. В январе 1946 года на Padua был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале барк получил новое имя, под которым ему было суждено обрести новое рождение. Свое новое имя парусник получил в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, ученого-гидрографа, воспитателя многих известных российских мореплавателей и руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 годов. С конца 1959 года «Крузенштерн» проходил капитальный ремонт и дооборудование на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе, после чего в течение пяти лет работал экспедиционно-океанографическим судном под флагом военно-морского флота в составе большой группы других судов и выполнял научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР, одновременно обеспечивая морскую практику военно-морских учебных заведений. В 1968 году «Крузенштерн» снова отправился на завод в Кронштадте, где в очередной раз прошел капитальный ремонт под наблюдением Морского Регистра СССР. За свой советско-российский период барк сменил без малого одиннадцать капитанов и несколько портов приписки, в разное время принадлежал и Риге, и Таллину, однако с развалом Советского Союза в 1991 году, приказом Государственного комитета по рыболовству барк был передан на баланс Калининградского высшего инженерного морского училища, ныне Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, которой принадлежит и по сей день.
Часть третья: Работа
Для осуществления работы на том, уровне, который взят 87-летним «Крузенштерном» на нынешнем этапе, для демонстрации его величия и мощи в портах различных стран мира, для участия в церемониях по всему свету, требуется усилие множества людей. Парусник представляет собой автономный организм в море, настоящее предприятие с общежитием на воде, в котором две сотни человек заняты работой для общего дела. Помимо проходящих практику 120 курсантов, на борту находятся еще 70 человек - членов постоянного экипажа, обеспечивающих жизнедеятельность судна. Это матросы, боцмана, механические и судоводительские службы, руководители практики, работники камбуза, медицинская и радиослужбы, и многие-многие другие.
Каждые сутки в море начинаются с объявления дежурным помощником капитана подъема в 7.00 по громкой связи на судне. Передатчики громкой связи имеются во всех без исключения судовых помещениях и на палубе «Крузенштерна», по ним объявляются команды для всех членов экипажа и курсантов, фактически по ним живут: работают, учатся, авралят, спят, едят, и выходят посмотреть на проходящие мимо суда. К тому времени, как начинается официальный рабочий день на паруснике, некоторые из членов экипажа уже трудятся вовсю: камбуз и судовая пекарня уже около двух часов заняты обеспечением пищей двухсот человек, всю ночь несут вахты штурманы и механики, ведь судно не стоит на месте. В 7.30 по громкой связи объявляется завтрак - к этому времени силами буфетчиков и дежурных бригад курсантов сервированы и подготовлены все столы, и приготовленная на камбузе пища подается в три столовые «Крузенштерна»: кают-компанию, столовую команды и столовую курсантов. Согласно давней традиции барка, и в кают-компании, и в столовой команды, и курсантской столовой все едят из общего котла: на «Крузенштерне» обед одинаков и у капитана, и у механика, и у курсанта.
Прием пищи на судне - ключевая составляющая его работы, а пищу принимают здесь четыре раза в день. Ежедневно курсантские смены отправляются на судовой продуктовый склад, где под тщательным контролем завпрода получают продукты для последующего приготовления на камбузе. В нескольких отсеках склада хранятся свежие фрукты и овощи, различное мясо, крупы и макароны, соки и консервы. Продуктовый склад «Крузенштерна» способен без пополнения запасов автономно обеспечивать четырехразовое питание всему курсантскому составу и экипажу в течение месяца. Запасы барк пополняет в иностранных портах, которых немало посещает за один рейс: таким образом, на судне всегда имеются свежие и разнообразные продукты. Другая гордость судна – свежий хлеб, который ежедневно выпекается в немыслимых количествах (несколько видов белого, черного, зернового – всего более полуторасотен буханок в день), и это не считая сладкой выпечки, которую получают курсанты и экипаж дважды в неделю, а также тортов и пирожных, которые выпекаются по особым случаям – как правило, на праздники и дни рождения.
После завтрака каждый уже примерно представляет, как проведет очередной день в море: экипаж и службы заняты своей повседневной работой, а курсанты ежедневно делятся на три смены – учебную, рабочую и вахтенную. В то время, как одни заняты в учебном классе лекциями, другие помогают с уборкой на камбузе и работают на палубе, готовя «Крузенштерн» к очередному заходу в иностранный порт. Однако, несколько раз в день все смены пересекаются на палубе. По громкой связи звучит команда: «Парусный аврал! Парусный аврал! Пошел все наверх!», и уже через минуту весь без исключения курсантский состав в снаряжении и со страховками выстраивается у своих мачт, за которыми каждого закрепляют еще в начале рейса, и получает команды своих боцманов. Во время парусных авралов происходят знаменитые подъемы на мачты «Крузенштерна» и работа с парусным вооружением на больших высотах. Но мачты – это не все: в то время, как одни заняты уборкой части парусного вооружения на 50-метровой высоте, другие заняты работой с такелажем и укладкой снастей. Еще курсантам приходится иметь дело с лебедками, которые отвечают за направления мачт – неизменным атрибутом «Крузенштерна» с самого момента его постройки в 1926 году, учат названия мачт и парусов которых тут несколько десятков, и изучают такелаж. Всеми этими знаниями они обзаводятся силами палубной команды «Крузенштерна» - матросов и боцманов, на пользу в этом деле идет любая работа на барке от чистки палубы до покраски вант.
Обед на судне по сухопутным меркам случается достаточно рано – в 11.30, однако, к этому времени не голодных, как правило, нет – свое дело делают упорная работа, свежий морской воздух, и постоянная качка. После обеда наступает «Адмиральский час» - особое время для каждого, кто хоть раз пробовал пожить по судовому расписанию – шестьдесят минут тишины и покоя, в которое каждый волен заниматься своими делами. Далее снова: работа, учеба, порядок. Вечера курсанты проводят, репетируя концертные номера для посетителей в портах захода, участвуя в самодеятельности и капустниках для развлечения самих же себя на палубе, соревнуясь в шахматных турнирах, просматривая фильмы в учебном классе и готовясь к зачетам и экзаменам. Три месяца в море пролетают невероятно быстро – это вам подтвердит любой, кто там был.
Эпилог: Прощание
Ровно неделя после возвращения судна в Калининград, место действия то же, и даже лица, кажется, те же самые. Рыбный порт, заплаканные мамы и бабушки, гордо улыбающиеся отцы и изо всех сил пытающиеся не подавать виду, мечущиеся по палубе и не до конца понимающие, где они находятся, курсанты. Напутственные слова, объятия, распределение мест в кубриках, сдача багажа и документов. Члены экипажа, если они не заняты курсантами, как правило, собираются в это время где-нибудь на корме судна, рассказывают друг другу истории, и суматоху предпочитают не замечать. Из них каждый уже давно знает, что эти 120 неуверенных в себе ребят, робко теребящих пуговицы своих бушлатов, с ужасом взирающих на высоченные мачты парусника и пугающихся доносящихся из передатчиков громкой связи команд через два-три месяца вернутся домой совершенно другими людьми. За эти два месяца им доведется расправить на мачте паруса в семибалльный шторм, вытравить шкоты, поскальзываясь на залитой морской водой палубе, увидеть самые красивые закаты в жизни и самое звездное небо, побывать на самых ярких праздниках и парадах, прогуляться с лучшими друзьями по променадам других стран в парадной форме. Это те два с половиной месяца, после которых меняется жизнь.
Отдавая швартовые и отдаляясь от берега, «Крузенштерн» снова дает три оглушительно глубоких гудка.
Издание:
Балтийский Бродвей
Текст:
Алексей Алеев
Фото:
Владислав Кобец
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Академия
В рамках «Дней науки» прошло заседание секции «Физическое воспитание студентов»
19 апреля 2024
Академия
«Дни науки» продолжаются
18 апреля 2024
Академия
Академию посетили школьники из Донского
18 апреля 2024
Отправить сообщение
По всем интересующим вас вопросам вы можете обратиться к сотрудникам БГАРФ и получить ответ
Я подтверждаю свое согласие на передачу информации в электронной форме (в том числе персональных данных) по открытым каналам связи сети «Интернет», ознакомлен с
Политикой ФГБОУ ВО «КГТУ» в отношении обработки персональных данных