Кафедра осуществляет подготовку курсантов по следующим дисциплинам:
Кафедра судовождения является выпускающей, руководит учебной штурманской практиками и преддипломной штурманской практиками курсантов, осуществляет руководство дипломным проектированием, организует государственную аттестацию выпускников.
Кафедра располагает лабораториями технических средств судовождения, промысловой гидроакустики, кабинетами мореходной астрономии, навигации, гидрометеорологии, тренажером навигационной прокладки, рыбопромысловым тренажером, специализированным компьютерным классом с мультимедийными средствами, навигационной камерой с комплектом морских карт, пособий и руководств для плавания, штурманскими инструментами и приборами.
Преподавателями кафедры подготовлено около сотни учебно-методических пособий, среди которых 5 учебников и 15 учебных пособий с грифами УМО. Наряду с преподавательской деятельностью, кафедра занимается научно-исследовательской работой, выполнив около двух десятков НИР по заказам промышленности и грантам Росрыболовства и академии. Регулярно преподаватели кафедры докладывают о результатах НИР на межвузовских и международных научно- технических конференциях и осуществляют публикации в научных журналах, в том числе зарубежных. Опубликовано более 500 научных работ, в том числе пять монографий.
Кафедра судовождения осуществляет также подготовку специалистов по специальности «Судовождение» по сокращенным (на базе среднего профильного профессионального образования) и по ускоренным программам (второе высшее образование на базе высшего образования) по специальности «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» — срок обучения 3,5 года.
Кафедра имеет статус — «выпускающая кафедра» и принимает участие в подготовке по двум направлениям бакалавриата, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС):
Профиль подготовки: «Управление водными и мультимодальными перевозками»
Квалификация выпускников: бакалавр
Форма и срок обучения: очная — 4 года, заочная — 5 лет
Область профессиональной деятельности бакалавров включает: технологию, организацию, планирование и управление технической и коммерческой эксплуатацией, а также научно-исследовательскую и проектную деятельность в области водного и других видов (мультимодального) транспорта.
Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
Возможные места работы после выпуска:
Кафедра ведет преподавание по дисциплинам:
Основные научные направления кафедры:
На кафедре проводятся научно-исследовательские работы в области имитационного моделирования процессов грузоперевозок, оптимизации проектирования транспортно-логистических систем, оптимизации экономического развития транспортного комплекса региона. Результаты научных исследований внедряются в учебный процесс, что существенно повышает качество обучения и подготовки специалистов.
Преподаватели кафедры и курсанты активно участвуют в научной и исследовательской работе, конференциях, семинарах, форумах, в том числе на:
Профиль подготовки: «Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов»
Квалификация выпускников: академический бакалавр
Форма и срок обучения: очная — 4 года
Сферы профессиональной деятельности выпускника:
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: транспортные и технологические машины, предприятия и организации, проводящие их эксплуатацию, хранение, заправку, техническое обслуживание, ремонт и сервис, а также материально-техническое обеспечение эксплуатационных предприятий и владельцев транспортных средств всех форм собственности.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»:
Кафедра осуществляет руководство практиками курсантов:
Кафедра осуществляет руководство выпускными квалификационными работами и организовывает государственную итоговую аттестацию курсантов:
БГАРФ располагает специализированными лабораториями, кабинетами, оснащена техническими средствами обучения в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки.
Кафедра сотрудничает с транспортными организациями, портами и грузовыми терминалами региона (ФГУП Росморпорт, ОАО «Калининградский морской торговый порт», ОАО «Калининградский морской рыбный порт», ОАО «Балтийская стивидорная компания», ОАО «ДСВ-Транспорт», ОАО «ТрансЭксИм», ОАО «Карго-Сервис», региональными представительствами иностранных компаний MSC, Maersk, CMA-CGM, Dasher и т.п.), с целью организации некоторых видов лабораторных и практических занятий, практик, а также в целях эффективного трудоустройства выпускников.
Главная задача кафедры — обеспечивать подготовку курсантов/студентов в соответствии с спецификацией минимального стандарта компетентности для вахтенных помощников капитана, старших помощников и капитанов судов валовой вместимости 500 и более изложенных в таблицах А-II/1 и А-II/2 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) и рекомендаций Модельного курса ИМО 1.38 «Marinet environmental awareness» (для специальности 26.05.05 «Судовождение» а также осуществлять начальную конвенционную подготовку курсантов БГАРФ (для всех остальных специальностей).
Кафедра располагает лабораторными и учебными кабинетами находящихся в учебных корпусах 1 и 2, тренажёрами: по управлению судном, по управлению грузобалластных операций на судах, радиолокационной прокладке, подготовке по борьбе за живучесть судна.
На кафедре реализуются образовательные программы Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по всем специальностям и направлениям подготовки академии.
Разработка базовых конспектов лекций, электронных пособий и учебников, заданий для самостоятельной работ студентов и поэтапного контроля их знаний.
Внедрены в учебный процесс следующие инновационные образовательные технологии:
В штате кафедры 26 преподавателей, которые обеспечивают учебный процесс по вышеуказанным дисциплинам кафедры.
Кафедра осуществляет подготовку по следующим дисциплинам:
На кафедре ведутся научные работы по направлению: «Гуманитарные проблемы подготовки морских специалистов» по теме «Актуальные проблемы лингвистической теории и методики преподавания лингвистических дисциплин», «Языковое тестирование как способ контроля при обучении английскому языку». Руководитель темы — Сопова Э.С., исполнители: Кожевникова Л.П., Фадеева С.А, Ботяновская С.П., Димитриева Е.Н., Магдиева В.Е.
Кафедра поддерживает тесные контакты со своими коллегами в вузах России и зарубежными вузами: Морской академией им. Макарова С.-Петербург, Институтом русского языка им. Пушкина г. Москва, Морским университетом г. Гдыня (Польша), Лондонским институтом морских инженеров (Великобритания), Морской академией в Массачусетсе (США).
Судоводительский факультет образован в составе Калининградского высшего инженерного морского училища (с 1992 года Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота) в 1966 году для подготовки инженеров по специальностям «Судовождение» и «Радиотехника». В 1972 году специальность «Радиотехника» отошла на созданный в КВИМУ радиотехнический факультет.
Первым деканом судоводительского факультета был доцент, капитан дальнего плавания Алексей Иванович Полтавцев. В дальнейшем факультет возглавляли доцент, капитан дальнего плавания Владимир Иванович Дмитриев, доцент, штурман дальнего плавания Виктор Оскарович Рамм, доцент Владимир Иванович Сухорук. В настоящее время деканом является выпускник судоводительского факультета академии доцент, капитан дальнего плавания Виталий Александрович Бондарев.
Судоводительский факультет осуществил 35 выпусков инженеров-судоводителей. Среди выпущенных 3043 инженеров-судоводителей каждый 4-й имеет высшее морское звание капитан. Среди выпускников-судоводителей 5 человек имеют ученые степени докторов наук и 15 человек ученые степени кандидатов наук.
Каждый 10-й преподаватель факультета является профессором, доктором наук, каждый второй – доцентом, кандидатом наук. 8 работников факультета имеют почетные звания.