31 мая 2021 Академия

Деловой партнер БГАРФ отметил юбилей академии своим участием

Сотрудничеству БГАРФ и Московской часовой мануфактуры "6МХ" уже несколько лет. И 55-летие вуза, и юбилеи самых красивых больших парусников страны - 100 лет барку "Седов" и 95 лет барку "Крузенштерн" – единомышленники не смогли оставить незамеченными. Этой совместной работе посвящены экспозиции в судовых музеях и историко-культурном Центре морского образования.
Предметом общения часовой мануфактуры 6МХ и академии стали непростые часы, являющиеся частью навигационного оборудования, морским прибором точного времени. Такие часы называются морским хронометром. Собственно говоря, хронометр и был изобретён 200 с лишним лет назад именно для того, чтобы служить тем, кто ходил на морских судах, для определения долготы. Точное время на корабле - это залог того, что координаты нахождения будут определены с минимальной погрешностью. Чем выше точность часов - тем точнее можно определить координаты корабля. И в наше время, когда трудно себе представить жизнь без электронных навигационных приборов, хронометр исправно несёт вахту на каждом гражданском и военном корабле. Без хронометра корабли просто не пускают в рейс.

От обычных механических часов хронометр отличает высокая точность хода. Морской хронометр 6МХ только по паспорту имеет погрешность +/- 3,5 секунды в сутки. В реальности, точность хода на заводе выставляется с погрешностью менее 1 секунды в сутки. Для сравнения, обычные точные качественные механические часы идут с погрешностью от -30 до +40 секунд в сутки. Кварцевые часы (на батарейках) ходят с погрешностью +/-15-20 секунд в месяц. Механический хронометр 6МХ измеряет время так же точно, как кварцевые часы, но не имеет батареек. Корпус хронометра изготовлен таким образом, что внутрь не может проникнуть влажность даже в тропических широтах. А каждая латунная деталь обязательно покрывается позолотой - это придаёт механизму антимагнитные свойства. Кстати, деталей в этом хронометре - больше полутора тысяч! И каждая из них изготавливается в стенах одного предприятия. Именно поэтому, морской хронометр и палубные часы - это на 100% мануфактурный продукт.

Представьте себе, что 11 человек, (именно столько мастеров на заводе заняты в производстве), заняты производством этого сложного прибора времени целых полтора года! Таков полный производственный цикл у морского хронометра. Только на сборку и испытания требуется 65 дней, согласно техническим условиям. Естественно, такой прибор не может стоить дёшево! Но, тем не менее, стоимость морского хронометра 6МХ, произведённого в Москве, существенно ниже единственного аналога и конкурента. На сегодняшний день только два завода в мире изготавливают морские механические хронометры в серийном производстве для нужд флотов. Это Московская часовая мануфактура 6МХ и завод Wempe, расположенный в Гамбурге. Морской хронометр Wempe стоит 29750 евро. А морской хронометр 6МХ стоит 690 тысяч рублей.

Хронометр в нашей экспозиции - имеет ещё и коллекционную ценность. Он был изготовлен специально к кругосветной экспедиции парусника, посвященной 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы. Для этой экспедиции на часовой мануфактуре 6МХ было изготовлено два хронометра и двое палубных часов, которые на барках "Крузенштерн" и "Седов" обогнули земной шар и были возвращены на завод для проверки и настройки, и снова вернулись на барки для экспонирования. Каждый прибор (два хронометра и двое палубных часов) теперь обладают коллекционной ценностью. Это подтвердит специальный сертификат.

Палубные часы, которые представлены в экспозиции, тоже прошли весь путь вокруг земного шара во время экспедиции. Они являются вспомогательным прибором точного времени на корабле. В отличие от морского хронометра, который в силу своих габаритов эксплуатируется стационарно и имеет штатное место на штурманском столе, палубные часы выносят на палубу - отсюда их название. И палубные часы, и морской хронометр, заводят каждый день, преимущественно в одно и то же время. И сверяют показания времени со спутником, после чего в журнал поправок вносится суточная погрешность, выданная прибором.

Если вдруг наступает внештатная ситуация, при которой электрические приборы недоступны, в ход идёт астронавигация - или измерение координат корабля "дедовскими" методами - с помощью секстанта, навигационной карты. Для этих измерений необходимо точное время, которое несёт в себе хронометр. А с помощью журнала поправок погрешность хода можно свести к нулю и определить координаты с высокой точностью. С морского хронометра снимают временные показания, переносят их на палубные часы, а с палубными часами, в свою очередь, выходят на палубу для непосредственных измерений и расчётов.

Этот морской прибор точного времени оснащён высокоточным часовым механизмом с анкерным ходом, (погрешность измерения +/-9 секунд в сутки). Корпус часов имеет диаметр 53 мм. Палубные часы выпускаются в корпусах из стали с антимагнитными свойствами, все детали механизма позолочены, а сам механизм палубных часов состоит более, чем из 500 деталей, каждая из которых изготавливается вручную мастерами завода с высокой точностью обработки.

Кстати, допустимая погрешность при обработке некоторых деталей, из которых собираются морские приборы точного времени, составляет 0,001 мм – это необходимость для достижения высоких ходовых показателей.

Также в экспозиции можно увидеть рядом с этими часами один из многочисленных приборов, с помощью которых мастера завода убеждаются в безупречности изготовленной детали. На шкале этого прибора видна погрешность измерений, и она очень высока.

Часовая мануфактура 6МХ - это цех мелких серий, организованный на часовом заводе "Полёт" в 40-х годах ХХ века. С 1947 года цех начал выпуск морских хронометров с техническим названием "6МХ". С 2016 года название "6МХ" было зарегистрировано в качестве товарного знака. На сегодняшний день под товарным знаком "6МХ" выпускаются мануфактурные морские приборы точного времени, а также наручные часы с повышенной защитой от попадания воды.

Безупречная точность хода морских хронометров и палубных часов - итог работы высококвалифицированных специалистов и многочасового ручного труда. Морские приборы точного времени 6МХ включены в реестр измерительных приборов, а также морским Регистром Ллойда - в список обязательного оборудования для комплектации морских и океанических кораблей. С 1947 года морские хронометры, выпускаемые мануфактурой 6МХ, несут вахту на всех военных и гражданских кораблях России. Наручные часы "6МХ" используются военными и гражданскими специалистами, ведущими работы в средах с повышенной влажностью, а также в глубоководных водолазных работах. Наряду с традиционными для производства часов материалами, компания активно использует современные полимеры для производства корпусов часов.

Работа цеха мелких серий была направлена в основном на изготовление приборов времени для моряков. В самые трудные для страны времена работа цеха не останавливалась, военные и гражданские корабли нуждались в точных часах - неотъемлемой части навигационного оборудования. В истории XXI века кораблей стало выпускаться больше, появилась необходимость в обновлении старых часов, выпуске новых. Вся работа цеха была, так или иначе, связана с морем, с кораблями. Вместе с тем, возникла потребность в наручных часах, которые могли бы закупаться государственными и частными компаниями вместе с морскими приборами точного времени для нужд людей морских профессий. С 2016 года концепцией деятельности предприятия является удовлетворение потребностей всех профессионалов, чья деятельность связана с морем, кораблями и работой в средах с повышенной влажностью. Разумеется, высокое качество и понимание меры ответственности - заложены в концепцию деятельности базовыми принципами!

Наручные часы, выпускаемые на заводе под маркой "6МХ" появляются не случайно. Появление каждой новой модели - это отдельная история. Первыми наручными часами 6МХ были часы для капитанов ледокольного флота с определёнными характеристиками и набором функций. С "лёгкой руки" владельцев этих часов они стали называться "капитанскими". Затем об этих часах узнали военные моряки - офицеры Северного флота.  

Усилия, которые завод направляет на создание часов для моряков с повышенной защитой от давления воды, не остались незамеченными и заводом был получен заказ от гидронавтов, ведущих глубоководные работы - так родилась модель часов, способная выдерживать давление воды на глубине до 1100 метров.

Деловое сотрудничество мануфактуры с капитаном-наставником барков "Крузенштерн" и "Седов" Михаилом Новиковым и руководством БГАРФ привела к тому, что практически все новые часы "6МХ" испытываются в условиях морей и океанов чуть ли не круглогодично. Каждый этап создания новых часов дарит заводу встречи с интересными и часто уникальными людьми, настоящими профессионалами, а потребителям новые, проверенные на "Крузенштерне" и "Седове" часы отличного качества.

А первые в мире часы из инновационного полимера - фибергласса появились на свет в 2017 году благодаря Фёдору Филипповичу Конюхову. Однажды, во время визита на часовой завод, у Конюхова спросили, почему он не носит часы, которые ему однажды были подарены. Он ответил, что наручные часы не носит в принципе, так как это дополнительный вес и нагрузка на руку, а руки - всегда заняты трудом. И когда возникает вопрос необходимости выносливости, то лишний груз тяготит. Ему предложили возможность изготовления часов из карбона, на что Фёдор Филиппович сказал, что карбон разрушается в ультрафиолете - это его личный опыт, когда повреждённый край яхты, оставшись без окраски, превращался в волокна стекла... После этого на заводе искали возможные материалы для изготовления часов и остановились на фиберглассе, очень крепком материале при очень малом весе.

Фибергласс (или стеклопластик) – это совсем не пластмасса, это стекло-наполненный материал (70% стекловолокна) на основе полиэфирных смол, который обладает прочностью и долговечностью металла и биологической стойкостью полимера (не гниёт, не меняет цвет, не становится хрупким). Обладая теплопроводностью дерева, стеклопластик очень приятен на ощупь – он никогда не бывает холодным. А ещё этот материал стабилен при высоких и низких температурах – не трескается, не сжимается, не расширяется. Именно из-за этих его свойств часовщики рискнули и стали использовать этот материал для производства часов наряду с традиционной сталью. Фибергласс, в отличие от стали, не подвержен коррозии, не тускнеет, устойчив к царапинам, не деформируется и более устойчив к агрессивным средам. В отличие от пластика, материал более прочен, долговечнее и экологичнее, т.к. при нагревании не выделяет ядовитых соединений. Многими вышеперечисленными свойствами обладает керамика, из которой также выпускаются часов. Но в отличие от керамики, фибергласс устойчив к механическим повреждениям – он не бьётся, и имеет меньший вес.

Все модели объединяет высокая степень защиты от воды, часы выдерживают давление воды до 20 атмосфер, корпус и браслет изготавливаются из одного материала, а в составе пластика, из которого изготовлен циферблат часов, содержится люминофор, обладающий способностью накапливать и продолжительное время отдавать накопленный свет.

Прежде чем запустить часы в серийное производство, модели испытывались на барках "Крузенштерн" и "Седов" членами экипажа: старшим боцманом "Крузенштерна" М.А.Приваловым, парусным мастером "Седова" И.Г.Евдокимовым.

И еще один уникальный экспонат - часы в корпусе из бронзы. Они собраны в 2021 году в рамках коллекции, посвящённой 325-летнему юбилею Российского Флота. Корпус часов отлит из бронзы и покрыт позолотой, а крышка изготовлена по мотивам гравюр 18 века.