2 апреля 2015 СМИ

Molod39.ru: "Чем живут молодые учёные и на что направлена их деятельность?"

Агентство по делам молодежи Калининградской области опубликовало интервью с доцентом кафедры Холодильная, криогенная техника и кондиционирование и ведущим специалистом Управления подготовки кадров высшей квалификации БГАРФ Михаилом Никишиным.
У каждого молодого человека свои интересы. Кто-то увлечён музыкой, кто-то чтением. Есть и те, кто верен здоровому образу жизни, посвящая своё свободное время спорту. Но многие ли задумываются, чем живут те, кого называют современными «двигателями прогресса»? Молодые учёные: чем они живут и на что направлена их деятельность? Корреспондент Школы молодёжной журналистики Анна Косякова обратилась за ответами на эти вопросы к представителю Совета молодых учёных и специалистов Калининградской области Михаилу Никишину.

Михаил, расскажите, пожалуйста, чем Вы занимаетесь?

— Я кандидат педагогических наук, работаю преподавателем по специальностям «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование» и «Эксплуатация судовых энергетических установок». Также работаю в управлении науки специалистом по организации научно-исследовательской работы курсантов и студентов, исполняю обязанности заместителя декана судомеханического факультета по научной работе. Занимаюсь научной работой на кафедре. И это далеко не полный список моих занятий.

— Столько должностей и обязанностей! Как Вам удается всё успевать? Видимо, наука — это ваши и работа, и увлечение?

— Успевать приходится, никуда не денешься. Моя работа — это и моё увлечение, и способ зарабатывать на жизнь, разумеется. На самом деле, повезло тем людям, которые, как и я, умудряются сделать свою работу любимым делом. Планирую своё время, ежедневно составляю план действий — и вперёд!

— Есть ли у Вас какой-то особенный метод планирования, которым можно было бы поделиться?

— Думаю, ничего особенного, никаких секретов... Дела свои разделяю по важности и объёму затрачиваемых сил. То, что можно сделать быстро и сейчас, делаю сразу, не откладывая, а с тем, что требует основательного приложения сил, не спешу, выделяю отдельно время. От этого правила и отталкиваюсь. В определенные дни уделяю время написанию научной статьи или подготовке учебной литературы для занятий.

— А какую роль вы исполняете в Совете молодых учёных и специалистов Калининградской области? Что это за объединение — СМУС?

— В то время, когда Совет только создавался, руководство БГАРФ предложило мне войти в его состав в качестве представителя академии. Я отказываться не стал, увидев в перспективе возможность завести новые знакомства, узнать, чем дышит наука в других вузах региона.

Основной целью СМУС, на мой взгляд, является привлечение молодых и талантливых людей к науке, начиная со школьной скамьи, а также информирование молодых учёных в вузах области о полезных мероприятиях, грантах и конкурсах. Совет молодых учёных и специалистов как раз и является организатором ежегодного областного конкурса научных работ среди молодых учёных. Так что деятельность организации весьма полезна, стимулирует к занятиям научной деятельностью.

— А какова, по Вашему мнению, мотивация у молодых людей, занимающихся наукой?

— Думаю, у каждого своя. Есть те, кому в принципе это интересно, и материальные блага их особо не интересуют, а есть те, кто с помощью научной работы планирует развить своё дело. Внедрить, например, свою разработку в промышленность. Что касается меня, то мне все это интересно, да и зарабатывать, в принципе, можно неплохо, но для этого надо много работать, как и везде. Плюс занятий наукой в том, что постоянно совершенствуешься, новые знания получаешь, не стоишь на месте.

— Как Вы пришли в науку? Может быть, со школьных времён был какой-то интерес?

— Учился на рефмеханика. Сначала хотел в море ходить. На дипломном проектировании попал к профессору нашей кафедры, который и дал мне нестандартное направление, а потом затянуло, понравилось. Решил остаться в аспирантуре и работать в академии. Начал преподавать, так теперь за уши не оттащишь!

— А что Вам так понравилось в преподавании? Есть отдача от студентов?

— Отдача есть, но видна она не сразу, как правило, у курсантов она появляется ближе к окончанию академии. И когда она есть, это действительно приятно. А что касается личного, то преподавание подразумевает постоянное саморазвитие, поскольку вопросы, иногда, бывают очень интересными и нестандартными, требующими углубленного погружения в материал снова и снова.

— Есть ли какие-то сложности у молодых учёных региона?

— В настоящее время сложностей стало меньше. Много всяких программ и конкурсов, участвуй — не хочу! Но на оформление заявок нужно много времени и сил, которых не хватает катастрофически, так как приходится периодически подрабатывать, учитывая зарплаты в вузах. Другая ситуация в зарубежных учреждениях. У них немного иной подход. Там учёный не будет бегать с выпученными глазами и решать вопросы, касающиеся заказа у фирм производителей того или иного оборудования, а также заниматься тем, чтобы счета вуз вовремя оплатил. Они занимаются наукой, а не бухгалтерией. Работая совместно с соседними научными сообществами, объединениями и вузами, существует возможность и надежда перенять данный положительный опыт организации работы. Мы всегда выступаем в интересах улучшения качества работы и условий для развития науки на местном, региональном уровне. Поэтому налаживаем все новые и новые векторы сотрудничества и не стоим на месте!

— Случается ли Вам развеивать среди знакомых мифы про учёных и «ломать» существующие стереотипы?

— Какие, например? Что учёные — это неадекватные люди с выпученными глазами?

— Ну, возможно, что учёные занудливы, целиком и полностью помешаны на одном — опытах, теориях, аксиомах…

— А незачем развеивать, ведь бывают среди нас и такие. Всё из семьи идёт, на мой взгляд. Мне моя научная работа не мешает жить весёлой жизнью. Этим личным примером и ломаю стереотипы.

— А какие у Вас еще имеются увлечения?

— Из спорта люблю волейбол, тренажёрный зал. Путешествия уважаю. Активный отдых с друзьями обязателен!


Взято с сайта